Библиотека

Примечания.


1 Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. 4-е изд. М.; Л., 1949. Т. 1. С. 54.


2 Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. 2-е изд. / Под ред. А. Е. Грузинского. М., 1909. Т. 1. С. LXXVIII.


3 Шафарик П. И. Славянские древности. М., 1837. Т. 1, кн. 2. С. 92.


4 Листопадов А. М. Песни донских казаков. М., 1949. Т. 1, ч. 1. № 3. С. 57.


5 Там же. Т. 5. С. 17.


6 Озаровская О. Э. Бабушкины старины. Пг., 1916. С. 13, 14.


7 Ирландские саги / Пер. и коммент. А. А. Смирнова. М., 1929. С. 147.


8 Там же. С. 235.


9 Там же. С. 122.


10 Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. 2-е доп. изд. / Подгот. А. П. Евгеньева и Б. Н. Путилов. М., 1977. № 1. Далее в тексте сокращенно: КД, с указанием порядкового номера былины.


11 Астахова А. М. Былины Севера. М.; Л., 1938. Т. 1. № 72. Далее в тексте сокращенно: Аст., с указанием тома и номера текста.


12 Веселовский А. Н. Собрание сочинений. М.; Л., 1938. Т. 16. С. 52, 54.


13 Пропп В. Я. Русский героический эпос. Л., 1955. С. 54.


14 О характере этногенеза см. Гумилев Л. Н. Этногенез и этносфера // Природа. 1970. № 1. С. 46—55; № 2. С. 43—50; 1971. № 2. С 80—82; Он же. Этногенез и биосфера земли. Л., 1979. Вып. 1—3. Деп. рукопись.


15 А. П. Ковалевский. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Статьи, переводы и комментарии. Харьков, 1956. С. 146.


16 Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982. С. 10, 111, 112.


17 Иордан. О происхождении и деяниях готов. М., 1960. С. 91, 92.


18 Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982. С. 24. П. Н. Третьяков не считает черняховскую культуру славянской, но с этим большинство археологов не согласны.


19 См. очерки «Зарубинецкая культура», «Киевская культура», «Черняховская культура» в кн.: Славяне и их соседи в конце I тысячелетия до н. э. — первой половине I тысячелетия н. э. М., 1993.


20 Иордан. О происхождении и деяниях готов. С. 115.


21 Соболевский А. И. Русские местные названия и язык скифов и сарматов // Русский филологический вестник. 1910. № 3—4. С. 189.


22 Городцов В. А. Дако-сарматские элементы в русском народном творчестве // Труды государственного исторического музея. М., 1926. Вып. 1. С. 7—36.


23 Тацит К. Соч.: В 2 т. Л. 1969. Т. 1. С. 372.


24 Сарматы явились предками осетин, и с ними скифская мифология проникла на Кавказ. Наукой отмечены совпадения имен скифских богов и героев нартского эпоса, сходственные, в свою очередь, с индо-иранским пантеоном: Гойтосир — Гаета Сура; Табити — Тапати — Ацырухо, Татраз (Арес) — Веретрагна — Индра Вртраган. В иранском эпосе, в сложении которого принимали участие саки, выявлены сюжеты, родственные собственно скифским и индийским.


25 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 225—227.


26 Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия. М., 1979. С. 230 (о времени появления мифа).


27 См.: Раевский Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. М., 1977. и названные выше работы.


28 Кобычев В. П. В поисках прародины славян. М., 1973.


29 Топоров В. Н. Русский «Святогор», свое и чужое. (К проблеме культурно-языковых контактов) // Славянское и балканское языкознание. (Проблемы языковых контактов). М., 1983. С. 114, 118.


30 Лихачев Д. С. Земля родная. М., 1983. С. 242, 243.


31 Франк-Каменецкй И. Г. Женщина-город в библейской эсхатологии // С. Ф. Ольденбургу: К 50-летию научно-общественной деятельности. 1882—1932 гг.: Сб. статей. Л., 1934. С. 547.


32 Марков А. В. Бытовые черты русских былин // Этнографическое обозрение. 1903. № 4. С. 7—9.


33 Там же. С. 3, 4, 11—14.


34 В былинах основное значение этих названий тканей иногда забывается, и «скорлат» может стать голубым или белым. См.: Липец Р. С. Эпос и Древняя Русь. М., 1969. С. 200.


35 Марков А. В. Беломорские былины. М., 1901. № 8. С. 430, 431. Далее в тексте сокращенно: Марк., с указанием № былины и страницы.


36 Липец Р. С. Эпос и Древняя Русь. С. 81—114.


37 Там же.


38 Линдер Н. М. Шахматы на Руси. М., 1975. С. 136—140.


39 Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг. СПб., 1910. Т. 3. № 4 (308). Далее в тексте сокращенно: Григ., с указанием тома, порядкового номера былины, страницы.


40 Шамбинаго С. К. Застава богатырская // Сб. статей в честь М. К. Любавского. Пг., 1917. С. 352—360.


41 Около села Вознесенки, ныне Запорожье, были найдены остатки такого укрепления на высокой точке левого берега Днепра. Здесь был установлен шатер, принадлежавший предводителю отряда: «...отряд потерпел поражение: его предводители при этом погибли. На месте шатра были захоронены их сожженные останки и закопаны в землю вещи». «По мнению исследователей, здесь было сожжено 33 убитых: трое из них — предводители (им принадлежали самые дорогие вещи)». Погребение было совершено в начале VIII в. н. э. См.: Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. С. 139—140.


42 Дневник курганных раскопок, произведенных по поручению начальника Могилевской губернии А. С. Дембовецкого в течение лета 1892 года. Б. м., Б. г. С. 29.


43 Зачиняев А. Об эпических преданиях Орловской, Курской и Воронежской губерний // Известия Отделения русского языка и словесности имп. АН. 1906. Т. 11, кн. 1. С. 150, 151.


44 Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. Былины. I—XVI. М., 1897. Т. 1. С. 97—142.


45 Халанский М. Е. Великорусские былины Киевского цикла. Варшава, 1885. С. 10.


46 Русские былины старой и новой записи / Под ред. Н. С. Тихонравова и В. Ф. Миллера. М., 1894. № 15. Далее в тексте сокращенно: ТМ., с указанием порядкового номера былины.


47 Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974. С. 164—170.


48 Русские эпические песни Карелии. Петрозаводск, 1981. С. 75.


49 Лобода А. М. Русский богатырский эпос. Киев, 1896. С. 19—21.


50 Астахова А. М. Народные русские сказки о богатырях русского эпоса. М.: Л., 1962. С. 72—112.


51 Зеленин Д. К. Великорусские сказки Пермской губернии. Пг., 1914. № 16. С. 158; Буслаев Ф. И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб., 1887. С. 127.


52 Путевые записки Эриха Лассоты, отправленного римским императором Рудольфом к Запорожцам в 1594 г. / Пер. и примеч. Ф. Бруна. СПб., 1873. С. 19.


53 Песни, собранные П. В. Киреевским. М., 1860. Вып. 1. С. 34. Далее в тексте сокращенно: Кир., с указанием выпуска, страницы.


54 Марков А. В. Поэзия Великого Новгорода и ее остатки в Северной России. Харьков, 1909. С. 30.


55 Орлов А. С. Древняя русская литература XI—XVII вв. М.; Л., 1945. С. 39.


56 Там же. С. 57.


57 Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980. С. 239, 240.


58 Былины Пудожского края / Подгот. текстов, статья и примечания Г. Н. Париловой и А. Д. Соймонова. Петрозаводск. 1941. С. 84. Далее в тексте сокращенно: Пар.-Сойм., с указанием номера былины, страницы.


59 Былины М. С. Крюковой / Записали и комментировали Э. Бородина и Р. Липец; Под ред. акад. Ю. М. Соколова. М., 1939. Т. 1. № 6.


60 Рассказ о молодости Добрыни и о приезде его в Киев — по варианту И. И. Рассолова (Григ., 3, № 55, с. 301—307).


61 Миллер В. Ф. Очерки народной словесности. Былины. 1897. Т. 1. С. 146, 147.


62 Веселовский А. Н. Заметки и сомнения о сравнительном изучении средневекового эпоса // Собрание сочинений. М.; Л., 1938. Т. 16. С. 7.


63 В связи с рекой Почайной хочется привести Владимирское предание о местном разбойнике, жившем у «Бездонной ямы», связанной через «пуцину морскую» с мировым океаном. Пограбят разбойники на море, «подплывут энто они к пуцыне, Зеленая борода выйдет на верх, да и скажет: «Ну-ко, красны лодоцки, нырните-ко вы в пуцыну морскую, да вынисите нас к нашему жилью, што в Рамени, у Бездонной Ямы». Баба как-то упала в эту яму, так «эфту бабу нашли на берегу Киян-моря, — знацит, её вынисло из пуцыны, да и выбросило на берег» (Архив Гос. музея этнографии народов СССР, ф. 7, оп. 1, № 30, л. 20, 21).


64 Печорские былины. Записал Н. Е. Ончуков. СПб., 1904. № 59, С. 249. Далее в тексте сокращенно: Онч., с указанием номера былины.


65 Робинсон А. Н. Эпос Киевской Руси в соотношениях с эпосом Востока и Запада. (Народная оригинальность и историческая типология) // Известия АН СССР. Отделение лит. и яз. 1967. Т. 26, вып. 3. С. 225, 226.


66 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 363.


67 К стаду из девяти быков (Добрыня становится десятым) напрашивается параллель — братчинный пир, реконструируемый на основе раскопок в Новгороде (X в.): яма с остатками жертвоприношения: девять ковшей общинного пира и две бычьих головы (Седов В. В. К вопросу о жертвоприношениях в древнем Новгороде // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М., 1957. Вып. 68. С. 28—30). В то же время вспомним о трипольском пантеоне, в котором почиталась супружеская пара — великая богиня-мать, божество плодородия, и небесное божество в виде быка. Этот культ воплотился во множестве статуэток и ритуальных предметов, сосудов.


68 Даль В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.; М., 1880. С. 126.


69 Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. Былины. М., 1910. Т. 2. С. 291.


70 Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л., 1929. С. 64. № 891.


71 Древнейший смысл сказания: «герой уходит в обитель смерти, и пребывание в загробном мире меняет его наружность». См.: Толстой И. И. Возвращение мужа в Одиссее и в русской сказке // С. Ф. Ольденбургу: К 50-летию научно-общественной деятельности. С. 517.


72 Там же. С. 113, 114.


73 Орлов А. С. Об особенностях формы русских воинских повестей. СПб., 1902. С. 30, 31.


74 Халанский М. Е. К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем // Журн. М-ва нар. просвещения. 1902. № 8. С. 292, 293.


75 Марков А. В. Поэзия Великого Новгорода... С. 13, 14.


76 Марков А. В. Из истории русского былевого эпоса // Этнографическое обозрение. 1904. № 2. С. 112.


77 Водовозов Н. В. Русская литература и народное творчество. М., 1962. С. 16—25.


78 Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. Т. 2. С. 250, 251.


79 Веселовский А. Н. Южнорусские былины. СПб., 1884. Вып. 3—11. С. 125—154.


80 Халанский М. Е. Великорусские былины киевского цикла. С. 206, 207.


81 Жданов И. Н. К литературной истории русской былевой поэзии Киев, 1881. С. 81, 92, 232—239.


82 Орлов А. С. Древняя русская литература XI—XVII веков. М.; Л., 1945. С. 163.


83 Там же. С. 164, 165.


84 Лященко А. И. Былина о Дюке Степановиче // Известия Отделения русского языка и словесности АН СССР. 1926. Т. 30. С. 87.


85 Там же. С. 86.


86 Там же. С. 97.


87 Там же. С. 121.


88 Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974. С. 46.


89 Лихачев Д. С. Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949. С. 129.


90 Адрианова-Перетц В. П. Древнерусская литература и фольклор. С. 33.


91 Там же. С. 105.


92 Там же.


93 Термин «былина» был предложен в конце 1830-х гг. И. П. Сахаровым, который заимствовал его из «Слова о полку Игореве», истолковав как обозначение древних песен. Последние автор «Слова» якобы противопоставлял «замышлениям» Бояна. Термин легко прижился в науке как в силу его простоты и очевидного удобства, так и потому, что казался неким производным от уже употреблявшегося ранее термина «былевая поэзия» (см.: Дмитриев И. И. Карманный песенник. М., 1796. Ч. 3.; Предисловие К. Ф. Калайдовича к «Древним российским стихотворениям, собранным Киршею Даниловым». М., 1818). Сами же сказители для обозначения былин (и вообще эпических песен) всегда употребляли термин «ста́рины». Подробнее об истории термина см.: Астахова А. М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.; Л., 1966.


94 Древние русские стихотворения. М., 1804; Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, и вторично изданные, с прибавлением 35 песен и сказок, доселе неизвестных, и нот для напева. М., 1818. Об истории Сборника см.: Горелов А. А. Кирша Данилов — скоморох из Демидовского Нижнего Тагила // Скоморохи. Проблемы и перспективы изучения. (К 140-летию со дня выхода первой работы о скоморохах): Сб. статей и рефератов Международного симпозиума. СПб. 1994.


95 Астахова А. М. Былины. Итоги и проблемы изучения. С. 170.


96 Московский сборник. 1852. № 1; Русская беседа. 1856. № 1. Кроме этих публикаций в разных периодических изданиях 40—50-х гг. были напечатаны 34 текста былин. Это записи Фаворского, Верещагина, Шейна, Гуляева, публиковавшиеся в «Прибавлениях к Известиям Академии наук» (т. 1—3), в журналах «Сын отечества» и «Москвитянин» и в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских».

На некоторое время внимание публики привлек сборник И. П. Сахарова «Песни русского народа», в одном из разделов которого под названием «Былины русских людей» были напечатаны былины, извлеченные, как утверждал публикатор, из найденной им древней рукописи некоего купца Бельского. На деле, однако, оказалось, что «рукопись Бельского» — чистейшая мистификация, а «былины русских людей» — тексты, взятые из Сборника Кирши Данилова и лишь более или менее переработанные Сахаровым. Впервые на это указал П. А. Бессонов (см.: Песни, собранные П. В. Киреевским. М., 1863. Вып. 5. С. CXXIII—CXLIII).


97 Песни, собранные П. В. Киреевским, М., 1860—1863. Вып. 1—5. Остальные пять выпусков посвящены историческим песням.


98 Азадовский М. К. История русской фольклористики. М., 1958. Т. 1. С. 343.


99 Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. М., 1861—1867. Т. 1—4.


100 Пыпин А. Н. История русской этнографии. СПб., 1891. Т. 2. С. 63.


101 Срезневский И. И. Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. Ч. I (М., 1861) // Известия Отделения русского языка и словесности имп. АН. 1862. Т. 10, вып. 3. С. 253. Напомним, что свою знаменитую «Заметку собирателя», в которой подробно излагались все обстоятельства, связанные с этим открытием, П. Н. Рыбников напечатал лишь в третьем выпуске.


102 Песни, собранные П. Н. Рыбниковым. 2-е изд. М., 1909—1910.


103 Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом летом 1871 года. 4-е изд. М.; Л., 1949—1951. С. 29.


104 Былинные записи С. И. Гуляева, печатавшиеся в различных изданиях 50—90-х гг., были собраны и опубликованы М. К. Азадовским в сб. «Былины и исторические песни из Южной Сибири» (Новосибирск, 1939).


105 Миллер В. Ф. Новые записи былин в Якутской области // Этнографическое обозрение. 1896. № 2—3. С. 72—116.


106 Савельев А. Сборник донских народных песен. СПб., 1886; Пивоваров А. Донские казачьи песни. Новочеркасск, 1885; Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1897. Вып. 22. Отд. III. С 33—42; 1898. Вып. 24. Отд. I. С. 83—110; 1900. Вып. 27. Отд. IV. С. 69—86.


107 Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранные П. С. Ефименко. М., 1878. (Труды Этнографического отделения Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии; Кн. 5, вып. 2); Барсов Е. В. Памятники народного творчества в Олонецкой губернии // Записки Русского географического общества. СПб., 1873. Т. 3; Песни русского народа. Собраны в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г. / Записали: слова Ф. М. Истомин, напевы Г. О. Дютш. СПб., 1894; Фольклорные записи А. А. Шахматова в Прионежье. Петрозаводск, 1948.


108 Архангельские былины и исторические песни, собранные А. Д. Григорьевым в 1899—1901 гг. М., 1904. Т. 1; СПб., 1910. Т. 3. Второй том был издан много позже — в 1939 г. в Праге.


109 Марков А. В. Беломорские былины. М., 1901; Материалы, собранные в Архангельской губ. летом 1901 г. А. В. Марковым, А. Л. Масловым и Б. А. Богословским // Труды музыкально-этнографической комиссии. М., 1905. Ч. 1; М., 1911. Ч. 2.


110 Печорские былины. Записал Н. Е. Ончуков. СПб., 1904.


111 «Несмотря на то что песни имеют такое значение в жизни русского народа, — писал он в предисловии к своему сборнику „Русские народные стихи“, — нельзя не признать мрачной истины, в которой убедило меня многолетнее занятие этим предметом: что вся их красота, все, что составляет существенное достоинство их характера, — уже старина и что эта старина уже не возрождается в новых, себе подобных отраслях, как было в продолжение стольких веков. Неудивительно, если те, которые слыхали русские песни только в городах или по большим дорогам, мало дорожат ими: это новое поколение песен, начинающее вытеснять прежнее, в самом деле недостойно того, чтобы им дорожить, хотя и очень достойно внимания. Настоящую прекрасную русскую песню должно искать в глуши, вдалеке от городов и от средоточий промышленной деятельности.

Везде, где коснулось деревенского быта влияние городской моды, соразмерно с этим влиянием уродуется и характер песен: вместо прежней красоты и глубины чувства встречается безобразие нравственной порчи, выраженное в бессмысленном смешении слов, частью перепутанных из старой песни, часть вновь нестройно придуманных; вместо прежней благородной прямоты — ужимистый характер сословия лакейского» (Русские народные стихи. М., 1848. С. II—III).


112 «Если меня спросят, — писал Ю. М. Соколов, — отмирает ли старая былина, я должен сказать, что она — старая традиционная былина — действительно идет к исчезновению. Кое-где она живет, но наблюдения современных фольклористов показывают, что старинная былина в целом исчезает. Почему она исчезает? Потому, что былина связана с определенным мировоззрением, выросшим в глубине средних веков. С изменением старого мировоззрения исчезает и порожденная им былина» (Соколов Ю. М. Основные линии развития советского фольклора // Советский фольклор. 1941. Вып. 7. С. 50).



113 «Героический эпос современности, — утверждал, например, А. Л. Дымшиц, — <...> включает в свой состав такие жанры фольклора, которые еще совсем недавно некоторыми чрезмерно «учеными» фольклористами, явно находившимися под влиянием реакционных буржуазных „теорий“ в фольклористике, объявлялись „закономерно вымирающими“ <...> А между тем все эти якобы вымирающие жанры переживают в условиях советской действительности как бы второе рождение, оживают и видоизменяются под воздействием новой героической тематики <...> Мы знаем, что былина — этот древнейший жанр народного героического эпоса — дожила до наших дней и сейчас „питается“ новым материалом революционной современности» (Дымшиц А. Л. Литература и фольклор. М., 1938. С. 23, 24).


114 Их собрание было издано лишь в 1948 г. См.: Онежские былины / Подбор былин и научная редакция текстов акад. Ю. М. Соколова; Подготовка текстов, примеч. и словарь В. Чичерова. М., 1948 (Летописи Гос. лит. музея; Кн. 13).


115 Астахова А. М. Былины Севера. М.; Л., 1938. Т. 1. Мезень и Печора; М.; Л., 1951. Т. 2. Прионежье, Пинега и Поморье.


116 Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1818. С. IV.


117 Там же. С. VIII.


118 Там же. С. XVI.


119 Там же. С. XXI.


120 Там же. С. XXII.


121 Это различие Калайдович отразил даже в названии, которое он дал Сборнику, — «с прибавлением 35 песен и сказок» (других «сказок» в Сборнике, как известно, нет).


122 Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 5. С. 354—356.


123 Там же. С. 354.


124 Там же. С. 328.


125 Там же. С. 331.


126 Там же. С. 355.


127 Там же. С. 354.


128 Там же. С. 355.


129 Там же. С. 429.


130 Миллер О. Ф. Илья Муромец и богатырство киевское. СПб., 1869. С. 556.


131 Там же. С. 557.


132 Буслаев Ф. И. Народная Поэзия. Исторические очерки. СПб., 1887. С. 250.


133 Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 2. С. 2.


134 «Эпос мифологический, — писал Буслаев, — полагает первые основы нравственным убеждениям народа, выражая в существах сверхъестественных, в богах и героях, не только религиозные, но и нравственные идеалы добра и зла. Потому эти идеалы народного эпоса более нежели художественные образы: это ряд ступеней народного сознанья на пути к нравственному совершенствованию» (там же. С. 5). Та же сосредоточенность на нравственном идеале характерна, по мнению Буслаева, и для былины, и для исторической песни, которых он. к слову, не различал, причем настолько, что употреблял даже такой «оксюморонный» термин, как «Историческая былина» (Исторические очерки... Т. 1. С. 421).


135 Там же. Т. 1. С. 421.


136 Веселовский А. Н. Южнорусские былины СПб., 1881. С. 9. (Сборник Отделения русского языка и словесности имп. АН; Т. 22, № 2). (Курсив мой. — Л. Е.).


137 «Ценность песни и не измеряется верностью ее летописной действительности, а именно ее искажением в смысле тех вековых идеалов, которые задолго перед тем овладели сознанием народа». (Веселовский А. Н. Две варшавские диссертации // Вестник Европы. 1872. № 10. С. 912.


138 Миллер В. Ф. Очерки русской народной словесности. Былины. СПб., 1897. Т. 1. С. III—V.


139 Буслаев Ф. И. Народная поэзия. Исторические очерки. СПб., 1887. С. 215.


140 Как писал М. Н. Сперанский, исследования В. Ф. Миллера «в общем показывают, что наделе наш эпос во всем его объеме не может считаться лишь обломками здания глубокой древности, которую ему приписывали» (Сперанский М. Н. Русская устная словесность. М., 1917. С. 98).


141 Веселовский А. Н. Две варшавские диссертации. С. 911.


142 Там же. С. 907.


143 Там же. С. 912).


144 История русской литературы / Под ред. Е. В. Аничкова. М., 1908. Т. 1. Народная словесность. С. 223.


145 Сперанский М. Н. Былины. М., 1919. Т. 2. С. 322.


146 Скафтымов А. П. Поэтика и генезис былин. (Очерки). М.; Саратов, 1924. С. 101.


147 Там же.


148 См. о последней песне: Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 1982. С. 43—76.


149 Еще М. Н. Сперанский, сравнивая историческую песню с былиной, писал, что историческая песня «не только следующий, младший фазис развития эпической песни сравнительно с былиной, но она отразила иное состояние воззрений русского племени на окружающее, нежели то показывала былина, и отразила его иначе (Сперанский М. Н. Былины. Т. 2. С. 321).


150 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Л., 1940. С. 496.


151 См.: Веселовский А. Н. Две варшавские диссертации. С. 911.


152 Веселовский А. Н. Историческая поэтика. С. 53


153 Еще в 1870 г. в своей известной лекции «О методе и задачах истории литературы как науки» А. Н. Веселовский поставил один важный с методологической точки зрения вопрос. Обращая внимание на тот факт, что сюжеты, «находящиеся в обращении у романистов, сводятся к небольшому числу, которое легко свести к еще меньшему числу более общих типов», Веселовский спрашивал, «не ограничено ли поэтическое творчество известными определенными формулами, устойчивыми мотивами, которые одно поколение приняло от предыдущего, а это от третьего, которых первообразы мы неизбежно встретим в эпической старине и далее на степени мифа, в конкретных определениях первобытного слова? Каждая новая поэтическая эпоха не работает ли над исстари завещанными образами, обязательно вращаясь в их границах, позволяя себе лишь новые комбинации старых и только наполняя их тем новым пониманием жизни, которое, собственно, и составляет ее прогресс перед прошлым?» (Веселовский А. Н. Историческая поэтика. С. 51). В этих «исстари завещанных» образах и сюжетных схемах совпадают художественные произведения самых разных эпох, и именно в этом заключается причина того, что в датировке и вообще в определении исторического содержания той или иной былины исследователи расходятся между собой подчас на добрый десяток веков. Ибо типологическую «константу», каковой в данном случае являются эти «исстари завещанные» схемы (Веселовский называл их «формами необходимости»), они принимают всякий раз за некий генетический показатель.

Облачко

Опрос

Какой раздел нашего сайта наиболее полезен для вас?
Былины
77%
Честь-Хвала
2%
Персонажи
5%
Детям
11%
Библиотека
6%
Всего голосов: 4172