Садко

Герой новгородских былин, гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе (как правило, герой этот спор проигрывает). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку - воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира.

Во всем русском эпосе существует всего две былины, сохранившие старинную форму повествования, когда все сюжеты, связанные с одним героем, исполняются последовательно в одной песне, - это былины о Садко и о Михайло Потыке. В большинстве же случаев история каждого персонажа дробится на несколько отдельных старин. Так, например, Илье Муромцу посвящены былины «Исцеление Ильи Муромца», «Илья-Муромец и Соловей-разбойник», «Илья-Муромец и Идолище», «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром» и др. О Садко же повествует лишь былина «Садко», известная в более чем 40 записях (правда большинство из них неполные и отрывочные). Наиболее полное и обстоятельное изложение истории этого героя записано от онежского сказителя Сорокина учеными Рыбниковым и Гильфердингом.

В Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Седко Сытинич, построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море. Всев. Миллер считает его возможным историческим прототипом былинного Садко. А.Н. Веселовский ищет соответствий былинному сюжету в старофранцузском романе о Тристане де Леонуа. Герой этого романа – убийца, носящий древнееврейское имя Садок, был сброшен с корабля в море, так как корабль из-за его грехов остановился и не мог плыть дальше. Действительно, в былине корабль Садко чудесным образом останавливается среди моря и не двигается с места даже после того, как  в воду сбрасывабт дань для морского царя - бочки с драгоценностями. И только когда сам герой сходит на плот, корабль благополучно уплывает. Исследователь Халанский ищет корни истории Садко в житиях святых, где святые благодаря молитве спасаются от бури (Чудо Михаила Клопского, Чудо Исидора). Пропп же считает эту былину одной из наиболее древних и видит в ней черты догосударственного эпоса времен первобытнообщинного строя: в первую очередь это  встреча с хозяином стихии – морским царем и обретение невесты.

В.Я. Пропп о Садке...

Облачко

Опрос

Какой раздел нашего сайта наиболее полезен для вас?
Былины
77%
Честь-Хвала
2%
Персонажи
5%
Детям
11%
Библиотека
6%
Всего голосов: 3871
.