Специально для вас качественные и невероятно красивые диваны на заказ с разными вариантами обивки.

Святогор

Древний исполин, столь могучий, что сама мать сыра земля не могла его носить. Жил на Святых горах и, согласно былинам, никогда не ездил на Русь. Основная отличительная черта героя – его невероятный размер и сила. При встрече с Ильей Муромцем, Святогор кладет его вместе с конем в карман. При этом он не совершает никаких великих подвигов, и сила его остается бездейственной. Он – спящий на своих горах неподвижный великан. Основные былинные сюжеты, связанные со Святогором: 1) Святогор и тяга земная (на дороге герой находит неприметную сумочку, но при попытке ее поднять погрязает в земле и в большинстве вариантов погибает), 2) Женитьба Святогора, 3)Святогор и Илья и 4) Смерть героя. Из этих сюжетов два повествуют о гибели персонажа, таким образом перед нами герой, обреченный на смерть, на встречу со своей судьбой.

О реальных исторических прототипах Святогора в данном случае речь не идет. Однако многие ученые пытаются найти литературные истоки этого образа: Жданов при этом указывает на героев библейско-апокрифической литературы, Халанский –  на кавказские сказания, а Волльнер видит в его имени два слова – свят Егор.

Д.М.Балашов пишет о происхождении этого героя следующее: "Допустимо предположить, что образ Святогора — остаток эпических преданий праславян, по-видимому, обитавших в Карпатах, иначе — славяноязычного этноса, предшествующего этносу «киевскому» и другим славянским этносам первого тысячелетия нашей эры. Святогор держится своей горной области, лишь выезжая оттуда на Русь, потому что он — герой прежний, старинный, уже сторонний для киевского богатырства. По специфическим пространственно-временным представлениям эпоса отдаленность расстояний здесь заменяет удаленность во времени. Взгляд этот традиционен для мифологического мышления едва ли не всех народов. Так, умершие предки обычно удаляются в некую другую страну, другой мир, куда можно хоть и с трудом, проникнуть, чтобы повидаться с ними"1.

Бездействие героя, бесполезность его огромной силы многие исследователи противопоставляют богатырской силе Ильи Муромца, нашедшей применение в ратных подвигах или силе Микулы Селяниновича – крестьянина-землепашца. Продолжая эту мысль, Пропп понимает «тягу земную», которую не смог поднять Святогор, как крестьянский труд.

1 Балашов Д.М. и др. Русский былинный эпос // Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — СПб.: Наука; М.: Классика, 2001—... — (Свод рус. фольклора).

В.Я. Пропп о Святогоре...

Облачко

Опрос

Какой раздел нашего сайта наиболее полезен для вас?
Былины
77%
Честь-Хвала
2%
Персонажи
5%
Детям
11%
Библиотека
6%
Всего голосов: 3977