Добрыня Никитич
Наиболее популярный после Ильи Муромца герой русского эпоса. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; в нем воплощены те качества, которые народ в совокупности обозначал словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). Все это делает его особенно пригодным для дипломатических поручений: в былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Кроме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием. Из всего этого многие ученые делают вывод о княжеском происхождении Добрыни, ссылаясь на упоминаемого в летописи дядю и воеводу князя Владимира, носившего это имя. Другим возможным прототипом персонажа называется рязанский храбр Добрыня по прозвищу «Золотой пояс», которого с былинным героем помимо прочего сближает родина – город Рязань.
Основные сюжеты, связанные с Добрыней Никитичем: 1) Добрыня и змей, 2) Добрыня с Дунаем сватают невесту князю Владимиру, 3) Женитьба Добрыни на поленице (богатырше) Настасье, 3) Добрыня и Алеша (во время долгого отсутствия богатыря Алеша сватается к его жене), 4) Добрыня и Маринка. 5) Добрыня и Василий Казимирович (два богатыря побеждают Батыя и вынуждают его платить дань Владимиру).
Всев. Миллер усматривает в былине «Добрыня и змей» отголоски реального события - крещения Новгорода воеводами Путятой и Добрыней. В таком случае купание былинного богатыря в реке означает крещение, само же название реки – Пучай-река возводится к реке Почайне, в которой по преданию была крещена Русь. А имя исторического Путяты будто бы сохранилось в былине в отчестве спасенной богатырем девушки – Забавы Путятичны. Многое исследователи также ищут истоки этой былины в духовной литературе, в которой мотив змееброства достаточно распространен (вспомним хотя бы известного всем святого Георгия). По Проппу змей в этой былине олицетворяет древнего хозяина стихий, саму силу природы, от которой человек некогда полностью зависел, а теперь способен ее покорить.
В былине о Добрыне и Маринке киевская ведьма околдовала героя, превратив в тура. Любопытно, что тур – животное давно вымершее, последняя особь умерла от болезни в 1627 году, при этом уже с XV века они жили только в труднодоступных лесах Польши и Литвы. Таким образом, крестьяне, со слов которых в XIX-XX веках записывались былины, не могли видеть тура или хотя бы знать его по рассказам отцов или дедов. Между тем былина с древних времен бережно сохранила эту деталь повествования.