Дунай

Богатырь, персонаж киевского цикла былин. До того, как пойти на службу к князю Владимиру, на протяжении двенадцати лет служил ляховинскому (литовскому) королю. С Дунаем связано два основных былинных сюжета: его бой с Добрыней Никитичем и Поездка Добрыни и Дуная за невестой для киевского князя. 

В отличие, например, от своего собрата по подвигам Добрыни, Дунай не принадлежит к числу коренных киевских богатырей. Вернувшись из Литвы, он разбивает неподалеку от Киева шатер - роскошно обставленный и явно непохожий на шатры русские. Этим подчеркивается его нарочитая обособленность, независимость от стольного града, в некоторых вариантах былины шатер снабжен оскорбительной для богатырей надписью. Этим и вызван его конфликт с Добрыней.

Когда Владимир решает жениться на иноземной королевичне Апраксии, он вспоминает о заточенном в темнице Дунае, служившем когда-то в Литве и потому знакомом с ее королем. И решает послать сватом именно его. Мотив сватовства, поездки за невестой для князя в иностранные земли относится к кочевым сюжетам и встречается в эпосе многих народов. Ученые указывают также на возможную связь былинного сюжета с реальным историческим событием: сватовством Владимира к дочери полоцкого князя Рогволода – Рогнеде. Согласно летописи, Владимир послал в качестве свата своего дядю Добрыню, но Рогнеда в ответ на сватовство дала заносчивый ответ.

Былинный Дунай добывает невесту не только для князя: он сам решает жениться на старшей дочери литовского короля Настасье. Более поздние былины под названием «Молодец и королевична», «Дунай и королевна» и т.п. повествуют нам о длительной, многолетней любовной связи между героями. Несмотря на это, герою сначала приходится покорить Настасью - победить ее в сражении. Причем победа в этом бою достается ему нелегко. Сражение с женщиной, становящейся впоследствии женой героя - типичный сюжет для эпоса различных народов (можно вспомнить, например, Брунгильду из "Песни о Нибелунгах); встречается он и в русском эпосе (былина о женитьбе Добрыни). 

На свадебном пиру Дунай начинает хвастать своими подвигами, в ответ на что Настасья его осаждает, сравнивая с другими богатырями и даже с собой. Желая показать супруге ее место, Дунай вызывает ее на состязание в стрельбе и с позором проигрывает. Не стерпев этого, герой убивает ее, а затем и себя. В отличие от историй Михайло Потыка и Ивана Годиновича, Дунаю не противостояли ни колдовство, ни неверность, Настасья не является олицетворением темных сил. Особый драматизм сюжету придает тот факт, что супруга Дуная оказывается беременной, причем не простым младенцем, а чудесным богатырем. С точки зрения патриархального родового права убийство наследника, потомка богатырского рода было страшным преступлением, по этой причине герой былины и убивает себя. 

Согласно былине, из крови Дуная берет начало одноименная река, а из крови его супруги - река Непра (то есть Днепр).

В.Я. Пропп о Дунае...

Облачко

Опрос

Какой раздел нашего сайта наиболее полезен для вас?
Былины
77%
Честь-Хвала
2%
Персонажи
5%
Детям
11%
Библиотека
6%
Всего голосов: 4173