Илья Муромец
Главнейший герой русских былин, только сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более ста вариантов. До 30 лет Илья сидел сиднем, не владея руками и ногами, затем получил чудесное исцеление и богатырскую силу от калик перехожих (странствующих паломников). Его личность символизирует переход от «старших» богатырей к «младшим»: он был знаком со Святогором и тот, согласно некоторым вариантам, перед смертью передал ему часть своей великой силы (по другим Илья отказался от нее). Главнейшие сюжеты былин об Илье Муромце следующие: 1) Илья получает богатырскую силу, 2) встреча его с Святогором, 3) Илья освобождает Чернигов и побеждает Соловья Разбойника, сделав безопасной прямоезжую дорожку из Чернигова в Киев, 4) Илья и Идолище, 5) три поездки Ильи, 6) ссора Ильи с князем Владимиром, 7) Илья и Калин-царь, 8) бой Ильи с сыном. В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый. Сила его, по выражению Гильфердинга «скромная, чуждая всякой аффектации и хвастовства, но требующая к себе уважения».
Согласно былинам, он происходит из села Карачарова под городом Муромом. Однако есть еще одно место, претендующее на роль родины богатыря – поселок Моровск (в древности Моровийск) современной Черниговской области. В относительной близости от него находится город Карачев, а также протекает река Смородинная, созвучная по названию реке Смородине из русских былин. Здесь же расположено село Девятидубье (ср.: девять дубов, на которых сидел Соловей Разбойник). Само наименование богатыря «Муромец» вызывает сомнения – первоначально оно или нет. По одной из версий, это имя могло закрепиться за ним с течением времени, под влиянием приурочивания героя к городу Мурому.
Любопытно, что богатырь Илья, не оставивший следов в русских летописях, упоминается в западноевропейских сказаниях. Имя «Ильи Русского» встречается в «Сказании об Ортните» (XII в.) и «Сказании о Тидреке» (XIII в.). Причем в первом из них он является дядей главного героя по материнской линии.
Нередко былинного богатыря связывают со святым Илией Печерским, мощи которого по сей день находятся в пещерах Киево-Печерской лавры. Преподобный Илья Муромец жил в XII столетии и до пострига был воином по прозванию Чоботок. О происхождении этого прозвища рассказыает Эрих Лясота, бывший послом Священной Римской Империи в России в конце XVI века: «… говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». Известно, что со временем воин принял монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи и скончался около 1188 года. Уход от мирских сражений в духовную сферу был обычной практикой для средневековья - многие воины после многолетних битв и тяжелых ранений складывали оружие и уходили в монастырь. Отсутствие в Киево-Печерском патерике жития преподобного Илии косвенно свидетельствует о том, что в иноческих подвигах святой воин успел провести не так много времени.
В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см, что для средних веков было немало. Ученые отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, что могло серьезно затруднять передвижение богатыря в молодости, вследствие ущемления нервов спинного мозга (напомним, что, согласно былинам, Илья до 30 лет не мог ходить). Возраст богатыря был 40-55 лет. На теле имеются следы старых заживших ран, а также известна причина смерти – обширная рана в области сердца, похожее ранение есть и на левой руке (видимо, Илья пытался защититься от удара, ставшего смертельным).
Ряд исследователей (Миллер, Порфирьев) указывают на мифологический источник образа Ильи Муромца: они возводят его к древнему божеству грома. Связь с Перуном находит косвенное подтверждение в более поздней – уже христианской ассоциации: имя былинного героя совпадает с именем Ильи-пророка, которого народная фантазия также наделяла чертами громовержца.