Святогор

Древний исполин, столь могучий, что сама мать сыра земля не могла его носить. Жил на Святых горах и, согласно былинам, никогда не ездил на Русь. Основная отличительная черта героя – его невероятный размер и сила. При встрече с Ильей Муромцем, Святогор кладет его вместе с конем в карман. При этом он не совершает никаких великих подвигов, и сила его остается бездейственной. Он – спящий на своих горах неподвижный великан. Основные былинные сюжеты, связанные со Святогором: 1) Святогор и тяга земная (на дороге герой находит неприметную сумочку, но при попытке ее поднять погрязает в земле и в большинстве вариантов погибает), 2) Женитьба Святогора, 3)Святогор и Илья и 4) Смерть героя. Из этих сюжетов два повествуют о гибели персонажа, таким образом перед нами герой, обреченный на смерть, на встречу со своей судьбой.

О реальных исторических прототипах Святогора в данном случае речь не идет. Однако многие ученые пытаются найти литературные истоки этого образа: Жданов при этом указывает на героев библейско-апокрифической литературы, Халанский –  на кавказские сказания, а Волльнер видит в его имени два слова – свят Егор.

Д.М.Балашов пишет о происхождении этого героя следующее: "Допустимо предположить, что образ Святогора — остаток эпических преданий праславян, по-видимому, обитавших в Карпатах, иначе — славяноязычного этноса, предшествующего этносу «киевскому» и другим славянским этносам первого тысячелетия нашей эры. Святогор держится своей горной области, лишь выезжая оттуда на Русь, потому что он — герой прежний, старинный, уже сторонний для киевского богатырства. По специфическим пространственно-временным представлениям эпоса отдаленность расстояний здесь заменяет удаленность во времени. Взгляд этот традиционен для мифологического мышления едва ли не всех народов. Так, умершие предки обычно удаляются в некую другую страну, другой мир, куда можно хоть и с трудом, проникнуть, чтобы повидаться с ними"1.

Бездействие героя, бесполезность его огромной силы многие исследователи противопоставляют богатырской силе Ильи Муромца, нашедшей применение в ратных подвигах или силе Микулы Селяниновича – крестьянина-землепашца. Продолжая эту мысль, Пропп понимает «тягу земную», которую не смог поднять Святогор, как крестьянский труд.

1 Балашов Д.М. и др. Русский былинный эпос // Былины: В 25 т. / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — СПб.: Наука; М.: Классика, 2001—... — (Свод рус. фольклора).

В.Я. Пропп о Святогоре...

Облачко

Опрос

Какой раздел нашего сайта наиболее полезен для вас?
Былины
77%
Честь-Хвала
2%
Персонажи
5%
Детям
11%
Библиотека
6%
Всего голосов: 4173